Перегрузка операторов

Перегрузка операторов — один из способов реализации полиморфизма, когда мы можем задать свою реализацию какого-либо метода в своём классе.

Например, у нас есть два класса:

class A:
    def go(self):
        print('Go, A!')

class B(A):
    def go(self, name):
        print('Go, {}!'.format(name))

В данном примере класс B наследует класс A, но переопределяет метод go, поэтому он имеет мало общего с аналогичным методом класса A.

Однако в python имеются методы, которые, как правило, не вызываются напрямую, а вызываются встроенными функциями или операторами.

Например, метод __init__ перегружает конструктор класса. Конструктор - создание экземпляра класса.

>>> class A:
...     def __init__(self, name):
...         self.name = name
...
>>> a = A('Vasya')
>>> print(a.name)
Vasya

Собственно, далее пойдёт список таких "магических" методов.

__new__(cls[, ...]) — управляет созданием экземпляра. В качестве обязательного аргумента принимает класс (не путать с экземпляром). Должен возвращать экземпляр класса для его последующей его передачи методу __init__.

__init__(self[, ...]) - как уже было сказано выше, конструктор.

__del__(self) - вызывается при удалении объекта сборщиком мусора.

__repr__(self) - вызывается встроенной функцией repr; возвращает "сырые" данные, использующиеся для внутреннего представления в python.

__str__(self) - вызывается функциями str, print и format. Возвращает строковое представление объекта.

__bytes__(self) - вызывается функцией bytes при преобразовании к байтам.

__format__(self, format_spec) - используется функцией format (а также методом format у строк).

__lt__(self, other) - x < y вызывает x.__lt__(y).

__le__(self, other) - x ≤ y вызывает x.__le__(y).

__eq__(self, other) - x == y вызывает x.__eq__(y).

__ne__(self, other) - x != y вызывает x.__ne__(y)

__gt__(self, other) - x > y вызывает x.__gt__(y).

__ge__(self, other) - x ≥ y вызывает x.__ge__(y).

__hash__(self) - получение хэш-суммы объекта, например, для добавления в словарь.

__bool__(self) - вызывается при проверке истинности. Если этот метод не определён, вызывается метод __len__ (объекты, имеющие ненулевую длину, считаются истинными).

__getattr__(self, name) - вызывается, когда атрибут экземпляра класса не найден в обычных местах (например, у экземпляра нет метода с таким названием).

__setattr__(self, name, value) - назначение атрибута.

__delattr__(self, name) - удаление атрибута (del obj.name).

__call__(self[, args...]) - вызов экземпляра класса как функции.

__len__(self) - длина объекта.

__getitem__(self, key) - доступ по индексу (или ключу).

__setitem__(self, key, value) - назначение элемента по индексу.

__delitem__(self, key) - удаление элемента по индексу.

__iter__(self) - возвращает итератор для контейнера.

__reversed__(self) - итератор из элементов, следующих в обратном порядке.

__contains__(self, item) - проверка на принадлежность элемента контейнеру (item in self).

Перегрузка арифметических операторов

__add__(self, other) - сложение. x + y вызывает x.__add__(y).

__sub__(self, other) - вычитание (x - y).

__mul__(self, other) - умножение (x * y).

__truediv__(self, other) - деление (x / y).

__floordiv__(self, other) - целочисленное деление (x // y).

__mod__(self, other) - остаток от деления (x % y).

__divmod__(self, other) - частное и остаток (divmod(x, y)).

__pow__(self, other[, modulo]) - возведение в степень (x ** y, pow(x, y[, modulo])).

__lshift__(self, other) - битовый сдвиг влево (x << y).

__rshift__(self, other) - битовый сдвиг вправо (x >> y).

__and__(self, other) - битовое И (x & y).

__xor__(self, other) - битовое ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ (x ^ y).

__or__(self, other) - битовое ИЛИ (x | y).

Пойдём дальше.

__radd__(self, other),

__rsub__(self, other),

__rmul__(self, other),

__rtruediv__(self, other),

__rfloordiv__(self, other),

__rmod__(self, other),

__rdivmod__(self, other),

__rpow__(self, other),

__rlshift__(self, other),

__rrshift__(self, other),

__rand__(self, other),

__rxor__(self, other),

__ror__(self, other) - делают то же самое, что и арифметические операторы, перечисленные выше, но для аргументов, находящихся справа, и только в случае, если для левого операнда не определён соответствующий метод.

Например, операция x + y будет сначала пытаться вызвать x.__add__(y), и только в том случае, если это не получилось, будет пытаться вызвать y.__radd__(x). Аналогично для остальных методов.

Идём дальше.

__iadd__(self, other) - +=.

__isub__(self, other) - -=.

__imul__(self, other) - *=.

__itruediv__(self, other) - /=.

__ifloordiv__(self, other) - //=.

__imod__(self, other) - %=.

__ipow__(self, other[, modulo]) - **=.

__ilshift__(self, other) - <<=.

__irshift__(self, other) - >>=.

__iand__(self, other) - &=.

__ixor__(self, other) - ^=.

__ior__(self, other) - |=.

__neg__(self) - унарный -.

__pos__(self) - унарный +.

__abs__(self) - модуль (abs()).

__invert__(self) - инверсия (~).

__complex__(self) - приведение к complex.

__int__(self) - приведение к int.

__float__(self) - приведение к float.

__round__(self[, n]) - округление.

__enter__(self), __exit__(self, exc_type, exc_value, traceback) - реализация менеджеров контекста.

Рассмотрим некоторые из этих методов на примере двухмерного вектора, для которого переопределим некоторые методы:

import math

class Vector2D:
    def __init__(self, x, y):
        self.x = x
        self.y = y

    def __repr__(self):
        return 'Vector2D({}, {})'.format(self.x, self.y)

    def __str__(self):
        return '({}, {})'.format(self.x, self.y)

    def __add__(self, other):
        return Vector2D(self.x + other.x, self.y + other.y)

    def __iadd__(self, other):
        self.x += other.x
        self.y += other.y
        return self

    def __sub__(self, other):
        return Vector2D(self.x - other.x, self.y - other.y)

    def __isub__(self, other):
        self.x -= other.x
        self.y -= other.y
        return self

    def __abs__(self):
        return math.hypot(self.x, self.y)

    def __bool__(self):
        return self.x != 0 or self.y != 0

    def __neg__(self):
        return Vector2D(-self.x, -self.y)

>>> x = Vector2D(3, 4)
>>> x
Vector2D(3, 4)
>>> print(x)
(3, 4)
>>> abs(x)
5.0
>>> y = Vector2D(5, 6)
>>> y
Vector2D(5, 6)
>>> x + y
Vector2D(8, 10)
>>> x - y
Vector2D(-2, -2)
>>> -x
Vector2D(-3, -4)
>>> x += y
>>> x
Vector2D(8, 10)
>>> bool(x)
True
>>> z = Vector2D(0, 0)
>>> bool(z)
False
>>> -z
Vector2D(0, 0)

В заключение хочу сказать, что перегрузка специальных методов - вещь хорошая, но не стоит ей слишком злоупотреблять. Перегружайте их только тогда, когда вы уверены в том, что это поможет пониманию программного кода.

Для вставки кода на Python в комментарий заключайте его в теги <pre><code class="python3">Ваш код</code></pre>
Опечатка в тексте:
Послать сообщение об ошибке автору?